Полезная информация

 

 

О недопустимости использования уголовного преследования в качестве средства для давления на предпринимательские структуры

 

 

     Прокуратура Нижегородского района г. Нижнего Новгорода разъясняет, что 3 октября 2017 года Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении № 33 еще раз указал на недопустимость использования уголовного преследования в качестве средства для давления на предпринимательские структуры.
     Пленумом Верховного суда РФ отмечается, что суды в целом правильно применяют нормы уголовного и уголовно-процессуального законодательства, предусматривающие особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, учитывая при этом Постановление Пленума от 15.11.2016 N 48 «О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности».
     Вместе с тем имеют место случаи отмены и изменения судебных решений в связи с тем, что суды не в полной мере учитывают разъяснения, содержащиеся в данном Постановлении.
    Так, судами не всегда выясняется вопрос, относится ли преступление, в совершении которого лицо подозревается или обвиняется, к сфере предпринимательской деятельности.
    Имеются факты чрезмерно длительного содержания обвиняемых под стражей без достаточных к тому оснований, в том числе, когда органами предварительного расследования в этот период не производятся следственные и иные действия, предусмотренные УПК РФ.
    Также, в частности, обращается внимание судов на необходимость оценки мотивов, приведенных в ходатайствах о продлении срока содержания обвиняемых под стражей, учитывать правовую и фактическую сложность материалов уголовного дела о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности, общую продолжительность досудебного производства по уголовному делу, а также эффективность действий должностных лиц органов предварительного расследования и своевременность проведения следственных и иных процессуальных действий.

 

 

Усилена ответственность за нарушение бюджетного законодательства

 


     Федеральный закон от 07.06.2017 №118-ФЗ внес изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
     В соответствии со вступившими в силу изменениями, установлена административная ответственность должностных лиц за нарушения порядка предоставления межбюджетных трансфертов для капитальных вложений в виде штрафа до 50 тыс. рублей или дисквалификации до 2 лет.
     Кроме того, введена ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств или получателем бюджетных средств, предоставляющими субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, порядка предоставления указанных субсидий либо неисполнение ими решения о предоставлении субсидий.

 

 

К вопросу об административном правонарушении

 

 

      Для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших административное правонарушение, в соответствии с ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ, возможно применение административного задержания, с последующим составлением протокола о личном досмотре с указанием в последнем имеющихся вещей и ценностей.
Согласно ст. 3.9 КоАП РФ административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.
Вместе с тем, административный арест, а равно административное задержание не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.
 


 
Ответственность за жестокое обращение с детьми

 

 

      За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с детьми установлена уголовная ответственность (ст. 156 Уголовного кодекса РФ) и несут ее родители и лица, на которых возложены обязанности по воспитанию, в том числе педагоги и другие работники образовательной, медицинской организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, осуществляющей надзор за ними.
Под неисполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего понимается систематическое, осуществляемое в течение продолжительного времени бездействие, выражающееся в игнорировании всех либо большинства обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, уклонении от выполнения этих обязанностей, не проявлении внимания к физическому, психическому и нравственному развитию несовершеннолетнего, безразличное, пренебрежительное отношение к его потребностям, интересам, здоровью, безопасности, учебе, досугу, занятиям, времяпрепровождению.
Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность и половую свободу несовершеннолетнего, но и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, безнравственном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей).
Судебная практика свидетельствует о том, что наиболее часто результатом жестокого обращения с детьми является причинение им телесных повреждений.
Максимальное наказание за такие деяния предусмотрено в виде лишения свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового.
 
 


Существует ли иной порядок взыскания алиментов на содержание ребёнка, кроме судебного, либо он является единственно возможным?

 

 

      Нет, не является. Иным способом решения вопроса об алиментах на содержание ребенка, помимо судебного, является соглашение об уплате алиментов, порядок заключения которого, а также требования к его форме и условиям установлены главой 16 Семейного кодекса Российской Федерации.
     Согласно статье 99 Семейного кодекса Российской Федерации между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем, а при недееспособности лица, обязанного уплачивать алименты, и (или) получателя алиментов - между законными представителями этих лиц возможно заключение соглашения об уплате алиментов (размере, условиях и порядке выплаты алиментов). Данное соглашение в силу статьи 100 Семейного кодекса Российской Федерации заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.
     Необходимо отметить, что размер алиментов, уплачиваемых по соглашению об уплате алиментов, определяется сторонами в этом соглашении. При этом, размер алиментов, устанавливаемый по соглашению об уплате алиментов на несовершеннолетних детей, не может быть ниже размера алиментов, которые они могли бы получить при взыскании алиментов в судебном порядке.
Также в соглашении об уплате алиментов определяются способы и порядок уплаты алиментов. Алименты могут уплачиваться в долях к заработку и (или) иному доходу лица, обязанного уплачивать алименты; в твердой денежной сумме, уплачиваемой периодически; в твердой денежной сумме, уплачиваемой единовременно; путем предоставления имущества, а также иными способами, относительно которых достигнуто соглашение. В соглашении об уплате алиментов может быть предусмотрено сочетание различных способов уплаты алиментов.
     Кроме того, в соглашении об уплате алиментов может быть предусмотрена индексация размера алиментов. Если в соглашении об уплате алиментов не предусматривается порядок индексации, индексация производится в соответствии со статьей 117 Семейного кодекса Российской Федерации.
 


 
В каких случаях суд не вправе оглашать показания неявившихся потерпевшего или свидетеля?

 

 

      В соответствии с подпунктом «e» пункта 3 статьи 14 Пакта о гражданских и политических правах и подпунктом «d» пункта 3 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления имеет право допрашивать показывающих против него свидетелей или право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, а также имеет право на вызов и допрос свидетелей в его пользу на тех же условиях, что и для свидетелей, показывающих против него.
        Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2016 № 55 «О судебном приговоре» суд не вправе оглашать без согласия сторон показания неявившихся потерпевшего или свидетеля, воспроизводить в судебном заседании материалы видеозаписи или киносъемки следственных действий, проведенных с их участием, а также ссылаться в приговоре на эти доказательства, если подсудимому в предыдущих стадиях производства по делу не была предоставлена возможность оспорить показания указанных лиц предусмотренными законом способами (например, в ходе очных ставок с его участием задать вопросы потерпевшему или свидетелю, с чьими показаниями подсудимый не согласен, и высказать по ним свои возражения).
 


 
  Изменена процедура сдачи экзаменов и выдачи водительских удостоверений

 

 

      С 1 сентября 2016 года вступает в силу Административный регламент МВД РФ по предоставлению государственной услуги по проведении квалификационных экзаменов на право управления транспортным средством и выдаче водительских удостоверений.
       Новый регламент определяет сроки и последовательность выполнения административных процедур проведения экзаменов на право управления транспортными средствами соответствующей категории и входящих в них подкатегорий, выдачу российских и международных водительских удостоверений, обмена иностранных удостоверений.
       Заявитель должен предоставить следующие документы: заявление установленного образца; паспорт (иной документ, удостоверяющий личность); медицинское заключение; документ, подтверждающий прохождение соответствующего профессионального обучения; российское либо иностранное водительское удостоверение (при наличии); письменное согласие законных представителей несовершеннолетнего заявителя; документ об уплате государственной пошлины.
       При сдаче теоретического экзамена кандидат в водители, допустивший одну ошибку или две ошибки в разных тематических блоках задач, должен ответить на вопросы дополнительных тематических блоков. Введены новые упражнения на экзамене по первоначальным навыкам управления транспортным средством (автодром). Изменена система оценивания сдачи экзамена, перечень ошибок, учитываемых при проведении практического экзамена.
 

 


 
 Вступает в силу запрет на производство и оптовую продажу алкоголя в пластиковой таре объемом более 1,5 литров

 

 

      С 1 января 2017 вступают в силу отдельные положения Федерального закона от 23.06.2016 N 202-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
       Согласно внесенным изменениям не допускаются производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров.
       За нарушение запрета предусмотрена административная ответственность ч. 4 ст. 14.7 КоАП РФ. На юридические лица, которые производят, закупают, поставляют, хранят, перевозят алкоголь, с нарушением установленного объема может быть наложен штраф в размере от 300 тыс. до 500 тыс. руб. с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.  
 

 


 
 Введена уголовная ответственность за использование в отношении спортсмена субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте

 

 

      Федеральным законом от 22.11.2016 №392-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части усиления ответственности за нарушение антидопинговых правил)» УК РФ дополнен новыми статьями 230.1 и 230.2, которыми устанавливается ответственность за склонение спортсмена тренером, специалистом по спортивной медицине либо иным специалистом в области физической культуры и спорта к использованию субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, а также за использование таких субстанций и (или) методов независимо от согласия спортсмена.
       При этом под склонением в данном случае понимаются любые умышленные действия, способствующие использованию спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода, в том числе совершенные путем обмана, уговоров, советов, указаний, предложений, предоставления информации либо запрещенных субстанций, средств применения запрещенных методов, устранения препятствий к их использованию.
       Изменения вступили в законную силу с 03.12.2016.  
 
 


 К вопросу о регулировании трудовым законодательством трудовых отношений, возникших на основании гражданско-правового договора

 

 

      В силу части 4 статьи 11 Трудового Кодекса РФ если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
      На основании части 1 статьи 19.1 Трудового Кодекса РФ признание отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями может осуществляться:
√ лицом, использующим личный труд и являющимся заказчиком по указанному договору, на основании письменного заявления физического лица, являющегося исполнителем по указанному договору, и (или) не обжалованного в суд в установленном порядке предписания государственного инспектора труда об устранении нарушения части второй статьи 15 настоящего Кодекса;
√ судом в случае, если физическое лицо, являющееся исполнителем по указанному договору, обратилось непосредственно в суд, или по материалам (документам), направленным государственной инспекцией труда, иными органами и лицами, обладающими необходимыми для этого полномочиями в соответствии с федеральными законами.
       Следует отметить, что согласно статьи 15 Трудового кодекса РФ заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается. Негативные последствия от отсутствия надлежащим образом оформленных трудовых отношений для работника – обязанность самостоятельно производить платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, невозможность воспользоваться оплачиваемыми «больничным», отпуском без согласия работодателя, в случае нарушения работодателем трудовых прав необходимость в судебном порядке доказывании факта трудовых отношений.
       Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), влечет административную ответственность по части 3 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей , а при повторном аналогичном нарушении – по части 5 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях с наказанием для работодателя вплоть до дисквалификации на срок до трех лет.
 
 


Уголовная ответственность за доведение до самоубийства

 

 

      Ответственность за доведение до самоубийства предусмотрена ст. 110 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ).
Рассматриваемое деяние характеризуется исключительной безнравственностью, коварством, циничным отношением к достоинству и душевному состоянию другого человека.
      Объект рассматриваемого преступления - общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни человека. Потерпевшим от преступления может быть любой человек. В диспозиции названной статьи УК РФ отсутствует указание на то, что потерпевший должен находиться в материальной или иной зависимости от виновного, как того требовал УК РСФСР. Тем самым круг потерпевших от данного преступления значительно расширен.
      Объективная сторона преступления выражается преимущественно в активных действиях по доведению лица до самоубийства или до покушения на самоубийство. Состав рассматриваемого преступления - материальный. Оконченным оно признается в тех случаях, если в результате действий виновного последовало самоубийство или покушение на него.
      Описывая объективную сторону данного преступления, законодатель указал и способы его совершения, к которым относятся: а) угрозы; б) жестокое обращение с потерпевшим; в) систематическое унижение его человеческого достоинства.
      Угрозы могут касаться различных сторон жизни потерпевшего (например, угрозы отказом в жилище, лишением материальной или иной существенной помощи, покровительства, физической расправой, разглашением позорящих сведений и проч.). Имеет значение не только содержание и форма угрозы, но и ее субъективное восприятие потерпевшим как представляющей реальную опасность для его существования, ставящую его в безвыходное положение.
      Жестокое обращение означает систематичность безжалостного, грубого отношения виновного к потерпевшему. По своему объему это довольно широкое оценочное понятие. Оно охватывает различные деяния (действия или бездействие), причиняющие потерпевшему физические и психические страдания (побои, истязания, издевательства, лишение пищи и воды, средств к существованию, медицинской помощи, ограничение свободы, принуждение к выполнению бессмысленной, изнурительной работы, изгнание из жилища, преследования и проч.).
      Систематическое унижение человеческого достоинства выражается в неоднократных актах оскорбления, глумлении над потерпевшим, его постоянной травле, распространении о нем клеветнических сведений, несправедливой критике и т.п.
 
 
 


 О соблюдении законодательства об образовании в части прием заявлений в первый класс для граждан, проживающих на закрепленной территорииС 1 февраля 2015 года в образовательных организациях начался прием заявлений в первый класс для граждан, проживающих на закрепленной территории.

 


      Территории, закрепленные за муниципальными общеобразовательными учреждениями Нижегородского района г.Н.Новгорода определены Приложением №5 к Постановлению администрации г. Н.Новгорода от 11.02.2014 №322 «О внесении изменений в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 14.03.2012 №1033».
       Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержден приказом министерства образования и науки РФ от 22.01.2014 №32 (далее по тексту - Порядок).
       Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что прием заявлений в первый класс ОООД для граждан, проживающих на закрепленной территории, начинается не позднее 1 февраля и завершается не позднее 30 июня текущего года.
       Прокуратурой Нижегородского района г.Н.Новгорода в 2014 году проводилась проверка соблюдения законодательства об образовании, по результатам которой в одной из школ района были выявлены многочисленные нарушения законодательства об образовании при зачислении детей в первый класс, в т.ч. выявлены факты нахождения в личных делах граждан, поступающих в первый класс поддельных документов - свидетельств о регистрации по месту пребывания несовершеннолетних.
       По выявленным фактам подделки официального документа (свидетельств о регистрации по месту пребывания несовершеннолетних) и использования заведомо подложных документов было возбуждено 4 уголовных дела, 3 из которых возбуждены в отношении родителей учащихся, предоставивших данные документы. Согласно санкции данной статьи ответственность за данное преступление предусмотрена до двух лет лишения свободы.
       В текущем периоде прокуратурой Нижегородского района г.Н.Новгорода планируется проведение аналогичных проверок.  
 
 


 
   Разъяснения законодательства при проведении выпускных вечеров в образовательных организациях

 

 

      Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в РФ запрещено распитие алкогольной продукции лицам, не достигшим возраста 18 лет в любых дозах, где и с кем бы они не находились. В Нижегородской области распространены случаи проведения выпускных вечеров с употреблением спиртных напитков.
       При этом, как показала практика, нередко алкогольные напитки на выпускной вечер специально для подростков заранее приобретаются родителями, и в последующем распиваются вместе с детьми. В свою очередь родители, приобретая несовершеннолетним алкоголь, оправдывают свои действия тем, что, опасаясь за их жизнь и здоровье, присутствуют на банкетах, а употребление алкоголя подростками происходит «под присмотром» взрослых (родителей и педагогов).
       Вместе с тем, данными действиями взрослые не только способствуют негативному воздействию на здоровье и нравственность ребенка, но и совершают административное правонарушение.
       Кодексом об административных правонарушениях РФ (ст.6.10) предусмотрена административная ответственность взрослых за вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, и влечет наложение административного штрафа в размере от полутора до трех тысяч рублей.
       Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
       По инициативе прокуратуры Нижегородской области 31.10.2012 года принят Закон Нижегородской области «О профилактике алкогольной зависимости у несовершеннолетних в Нижегородской области», которым предусмотрено обеспечение соблюдения требований федерального законодательства о запрете продажи и потребления алкогольной продукции на мероприятиях с участием несовершеннолетних с целью недопущения вовлечения несовершеннолетних в употребление алкогольной продукции, т.е. фактическое запрещение проведения выпускных вечеров для школьников с употреблением на них кем-либо алкогольной продукции.
      С целью проверки соблюдения вышеуказанного законодательства родителями (законными представителями) и педагогами при проведении выпускных вечеров прокуратурой Нижегородского района совместно с представителями администрации Нижегородского района, отдела по делам несовершеннолетних ОП №5 УМВД России и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Нижегородского района будут проводиться рейды. В случае выявления нарушений будут приниматься меры прокурорского реагирования (привлечение к административной ответственности).
 
 
 


   Установлена уголовная ответственность за фиктивную регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации

 

 

      3 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.12.2013 № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральным законом впервые введено понятие фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства, под которой понимается:
• регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации;
• регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении;
• регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.
       В соответствии со статьей 322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении наказывается штрафом в размере от 100.000 до 500.000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
 
 


  Предоставление жилых помещений детям-сиротам и другим категориям граждан

 

 

      В соответствии со статьей 8 Закона 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
 
 


  Право на образование

 

 

      Согласно ч.1 ст.43 Конституции РФ признается право каждого человека на образование в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека (ст.26) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (ст.13). Право на образование — это право человека на получение определенной суммы знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
       Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного уровня (ценза), что удостоверяется соответствующим документом.
       В ч.2 ст.43 Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование — это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы или приравненного к ней иного образовательного учреждения. Получение полного (среднего) общего образования в объеме 10-11 классов является личным делом каждого. В соответствии с ч.3 ст.5 Закона «Об образовании» государство гарантирует общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.
       Гражданам России на ее территории гарантируется возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости.
       В соответствии с ч.3 ст.43 Конституции государство гарантирует получение бесплатно на конкурсной основе среднего профессионального и высшего профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ст.5 Закона «Об образовании»).
       Для реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом.
       Согласно ч.4 ст.43 основное общее образование и, следовательно, государственная аттестация по его завершении являются обязательными. В Российской Федерации с учетом потребностей и возможностей личности разрешается в соответствии со ст.10 Закона «Об образовании» освоение образовательных программ в различных формах: в образовательном учреждении с отрывом (преимущественно) и без отрыва от производства; в форме семейного образования, самообразования, экстерната, но с обязательной сдачей экзаменов аттестационной комиссии в установленном порядке. При этом допускается сочетание различных форм получения образования, но для всех форм в рамках конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.
 
 


Спиртное на выпускном – административное правонарушение родителей

 

 

      Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в стране запрещено распитие алкогольной продукции лицам, не достигшим возраста 18 лет в любых дозах, где и с кем бы они не находились.
      В Нижегородской области стало плохой традицией проведение выпускных вечеров с употреблением спиртных напитков. При этом, как показала практика, алкоголь на выпускной вечер специально для подростков заранее приобретают родители и впоследствии распивают его вместе с детьми. Приобретая несовершеннолетним алкоголь, они оправдывают свои действия тем, что, опасаясь за их жизнь и здоровье, присутствуют на банкетах, а употребление напитков подростками происходит «под присмотром» взрослых.
      Данными действиями взрослые не только способствуют негативному воздействию на здоровье и нравственность ребенка, но и совершают административное правонарушение. Кодексом об административных правонарушениях РФ (ст.6.10) предусмотрена административная ответственность взрослых за вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ и влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб. Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, влекут наложение административного штрафа в размере от 1 500 до 2 000 руб.
      В целях защиты здоровья, нравственности детей по инициативе прокуратуры Нижегородской области 31.10.2012 года принят Закон Нижегородской области «О профилактике алкогольной зависимости у несовершеннолетних в Нижегородской области», которым предусмотрено обеспечение соблюдения требований федерального законодательства о запрете продажи и потребления алкогольной продукции на мероприятиях с участием несовершеннолетних с целью недопущения вовлечения несовершеннолетних в употребление алкогольной продукции, т.е. фактическое запрещение проведения выпускных вечеров для школьников с употреблением на них кем-либо алкогольной продукции (безалкогольные выпускные вечера).
      С целью проверки соблюдения вышеуказанного законодательства родителями (законными представителями) и педагогами при проведении выпускных вечеров прокуратурой Нижегородского района г.Н.Новгорода совместно с представителями администрации Нижегородского района, отдела по делам несовершеннолетних ОП №5 УМВД России по г.Н.Новгороду и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Нижегородского района будут проводиться контрольные рейды. В случае выявления нарушений будут приниматься меры прокурорского реагирования (привлечение к административной ответственности).  
 
 


Ответственность за склонение к потреблению наркотических средств

 

 

      Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ (статья 230 УК РФ). Максимальное наказание определено в виде лишения свободы на срок до 12 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 20 лет.
Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ может выражаться в любых умышленных действиях, в том числе однократного характера, направленных на возбуждение у другого лица желания их потребления (в уговорах, предложениях, даче совета и т.п.), а также в обмане, психическом или физическом насилии, ограничении свободы и других действиях, совершаемых с целью принуждения к потреблению наркотических средств или психотропных веществ лицом, на которое оказывается воздействие.
При этом для признания преступления оконченным не требуется, чтобы склоняемое лицо фактически употребило наркотическое средство или психотропное вещество.
 


 
Порядок предоставления информации о деятельности органов прокуратуры РФ

 

 

      В органах прокуратуры рассматриваются запросы пользователей информации, обратившихся в прокуратуру как непосредственно, в том числе по сети Интернет, так и через своего представителя, полномочия которого оформляются в порядке, установленном законодательством.
В запросе указываются почтовый адрес, номер телефона и (или) факса либо адрес электронной почты для направления ответа на запрос или уточнения содержания запроса, а также фамилия, имя и отчество гражданина (физического лица) либо наименование организации (юридического лица), общественного объединения, государственного органа, органа местного самоуправления, запрашивающих информацию о деятельности органа прокуратуры. Анонимные запросы не рассматриваются. В запросе, составленном в письменной форме, указываются также наименование органа прокуратуры, в который направляется запрос, либо фамилия и инициалы или должность соответствующего должностного лица.
Запрос подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством РФ. В случае, если предоставление запрашиваемой информации невозможно в указанный срок, в течение семи дней со дня регистрации запроса пользователь информации уведомляется начальником отдела структурного подразделения об отсрочке ответа на запрос с указанием ее причины и срока предоставления запрашиваемой информации, который не может превышать пятнадцать дней сверх установленного тринадцатидневного срока со дня его регистрации.
Если запрос не относится к деятельности органов и учреждений прокуратуры РФ, то в течение семи дней со дня регистрации запроса он направляется в государственный орган или орган местного самоуправления, к полномочиям которых отнесено предоставление запрашиваемой информации.Информация не предоставляется в случаях, если:
• содержание запроса не позволяет конкретизировать запрашиваемую информацию;
• в запросе не указан адрес для направления ответа на запрос либо номер телефона, по которому можно связаться с направившим его;
• запрашиваемая информация не относится к деятельности органов прокуратуры;
• запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа;
• запрашиваемая информация является вмешательством в деятельность органов прокуратуры;
• запрашиваемая информация ранее предоставлялась пользователю информации;
• в запросе ставится вопрос о толковании нормы права, разъяснении ее применения, выработке правовой позиции по запросу, проведении анализа или выполнении по запросу иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информации;
• информация опубликована в средствах массовой информации или размещена на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ и сайтах органов прокуратур субъектов РФ, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур.
Информация о деятельности органов и учреждений прокуратуры по запросу предоставляется в виде письменного ответа, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация, либо в котором содержится мотивированный отказ в ее предоставлении.
При запросе информации о деятельности прокуратуры, опубликованной в средствах массовой информации либо размещенной в сети Интернет, в ответе на запрос указываются название, дата выхода и номер средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация, и (или) электронный адрес официального сайта, на котором размещена указанная информация.
 
 


Использование общего имущества многоквартирного дома

 

 

      Статьей 38 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
На практике данная норма применяется наиболее часто при использовании общего имущества жилого дома коммерческими организациями: при размещении рекламных конструкций на стенах дома, в лифтах жилых домов; при использовании подвальных помещений, в которых находятся коммуникации жилых домов; при размещении телекоммуникационного оборудования в подъездах.
В указанных случаях общее имущество жильцов может использоваться иными лицами только при наличии положительного решения общего собрания жильцов. Полученная при этом прибыль должна расходоваться на нужды данного многоквартирного дома.