Трудовые отношения

 

СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЕ ПАРТНЕРСТВО ОХРАНА ТРУДА
   
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОМУ ПАРТНЕРСТВУ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
 
 НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ТРУДЕ




 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ
по итогам методического занятия с руководителями и специалистами аттестующих организаций Нижегородской области по вопросам качества аттестации рабочих мест по условиям труда

 

 

       В соответствии с пунктом I.3 Протокола заседания областной МВК по охране труда от 24 сентября 2012 года № 343, министерством социальной политики Нижегородской области совместно с Некоммерческим партнёрством центров охраны труда Приволжского федерального округа 26 ноября 2012 года проведено методическое занятие с руководителями и специалистами аттестующих организаций Нижегородской области по вопросам качества аттестации рабочих мест по условиям труда и актуальных изменений порядка реализации её результатов.
       По итогам занятия, на основании статьи 216 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 6 Закона Нижегородской области от 3 февраля 2010 года № 9-З "Об охране труда в Нижегородской области" министерство социальной политики Нижегородской области предлагает аттестующим организациям при проведении АРМУТ и взаимодействии с работодателем в рамках аттестационных комиссий:

 

1. Использовать при оценке соответствия условий труда (гигиенической и по травмоопасности) только государственные нормативные требования охраны труда. Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1160, относит к таковым:


1) стандарты безопасности труда,
2) правила и типовые инструкции по охране труда,
3) санитарные правила и нормы и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса.

 

2. Для подготовки проектов решений по компенсациям за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (в том числе - с классом 3 по травмоопасности) и до принятия нормативных правовых актов в целях реализации части 2 постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года № 870 руководствоваться разъяснением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 июля 2012 года № 15-0-18.


       Работодатель в соответствии со статьями 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации коллективным договором, локальным нормативным актом по результатам АРМУТ устанавливает повышенные или дополнительные компенсации с учетом финансово-экономического положения работодателя.
       При заполнении строки 040 проекта карты АРМУТ в графе "По результатам оценки условий труда" приводятся данные о необходимости установления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также основания для предоставления компенсаций:
- в первом ярусе "необходимость в установлении компенсации" графы, а также в проекте Сводной таблицы классов условий труда (Приложение 7 к Порядку) отражается необходимость предоставления соответствующей компенсации и делается запись только "да" или "нет";
- во втором ярусе "основание" графы указываются соответствующие действующие нормативные правовые акты со ссылкой на часть 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года № 870, статьи 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации и коллективный договор (локальный нормативный акт).
Для определения конкретного размера компенсации работодатель может использовать ранее действовавшие правовые акты по данным вопросам в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации, включая их положения в коллективный договор (локальный нормативный акт).
       В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсации работникам не устанавливаются.

 

3. Обращать внимание на правильность составления перечня рабочих мест и оцениваемых факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах, а также одинаковое наименование профессий и должностей работников во всех документах АРМУТ.


       В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации под рабочим местом следует понимать конкретную позицию в штатном расписании организации, в том числе и с неполной ставкой, с учётом режима сменной работы (для персонала энергетики, операторов процессов, охранников и т.п. характерна занятость на одном рабочем месте нескольких сменяющих друг друга работников).
       При определении оцениваемого оборудования и инструмента учитывать технологию и тарифно-квалификационные характеристики работ.
       В сводной ведомости необходимо указывать полное количество рабочих мест организации и количество работников, занятых на данных рабочих местах.

 

4. При оценке напряженности трудового процесса анализировать наличие в Правилах внутреннего трудового распорядка организаций конкретной регламентации вопросов защиты временем работающих от вредных и опасных производственных факторов (специальных перерывов для отдыха и обогрева).

 

5. При оценке обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты использовать только Типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты (санитарная и форменная одежда, гигиенические средства защиты не учитываются).


       Необходимо уделить особое внимание вопросам совместного применения работниками различных типов СИЗ с учётом требований безопасности, эргономики и комфорта, а также дерматологических средств.
       При оценке следует анализировать сведения о проведении периодических испытаний средств защиты от падения с высоты, электрозащитных свойств силами собственных аттестованных лабораторий (при наличии надлежащей материально-технической базы и квалифицированных специалистов) или с привлечением специализированных организаций, зарегистрированных в Ростехнадзоре.
      При подборе дополнительных СИЗ органов дыхания работникам здравоохранения учитывать Методические рекомендации «Повышение эффективности средств индивидуальной защиты органов дыхания работников медицинских учреждений».

 

6. Содействовать работодателю в направлении сводной ведомости результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведений об аттестующей организации в Государственную инспекцию труда в Нижегородской области, разъяснять ответственность за невыполнение указанного требования.

 

7. При отражении в строке 050 проектов карт АРМУТ сведений о необходимости проведения медицинских осмотров руководствоваться приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 года №302н. При этом следует учитывать, что факторы, указанные в Приложении 1 к данному приказу, учитываются как основания для медицинских осмотров только тогда, когда по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам (Примечание 2 к Приложению 1).

 

8. При разработке проекта Плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда учитывать Типовой перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда, утверждённый приказом Минздравсоцразвития от 1 марта 2012 года № 181н.

 

9. Обеспечить своевременное и полное предоставление информации по АРМУТ в министерство социальной политики Нижегородской области в соответствии с Положением о мониторинге состояния условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Нижегородской области, утверждённым постановлением Правительства Нижегородской области от 27 августа 2010 года № 557.