Новое в законодательстве о труде

О минимальном размере оплаты труда в Нижегородской области    

  

 

      В целях обеспечения государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создания благоприятных условий труда, защиты прав и интересов работников Трудовым Кодексом РФ (ст.133) предусмотрено установление минимального размера оплаты труда. На федеральном уровне МРОТ, применяемый для регулирования оплаты труда, установлен Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и с 01.07.2017 г. составляет 7800 рублей.
       В субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ.
       Соглашением о минимальной заработной плате в Нижегородской области на 2017 год (от 14.12.2017) МРОТ установлен
       в организациях внебюджетного сектора экономики не ниже 9500 руб. в месяц;
       в организациях сектора малого бизнеса экономики при средней численности сотрудников не более 50 человек - в размере не ниже 9000 руб.;
       в учреждениях бюджетной сферы на уровне не ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».
       Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Нижегородской области заключается между Правительством Нижегородской области, Нижегородским областным объединением организаций профсоюзов «Облсовпроф» и Нижегородской Ассоциацией промышленников и предпринимателей.
       ТК РФ (ст.133.1) установлен специальный порядок присоединения работодателей к соглашению. В частности, если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта РФ, в течение 30 календарных дней со дня опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работников со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими.
       Государственный контроль и надзор в данной сфере осуществляют органы Федеральной службы по труду и занятости (в Нижегородской области - государственная инспекция труда) и прокуратуры.
       Согласно статье 5.27 КоАП РФ нарушение порядка и сроков выплаты заработной платы (в т.ч. установление размера зарплаты ниже установленного в регионе МРОТ) влечет административную ответственность для должностных лиц: штраф от 1000 до 5000 рублей- для ИП, штраф от 30000 до 50000 рублей – для ЮЛ.
      За выплату заработной платы свыше 2-х месяцев в размере ниже установленного федеральным законом МРОТ, совершенную работодателем из корыстной или личной заинтересованности, предусмотрена уголовная ответственность (ст.145.1 УК РФ, санкции- штраф от 100000 руб. до 500000руб., лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 1 года, принудительные работы до 2 лет, лишение свободы до 3-х лет.


 
Уважаемые руководители!    

  

      С 01.01.2014 года произошли изменения в законодательстве Российской Федерации:

• принят Федеральный Закон от 28.12.2013г. № 426 – ФЗ «О специальной оценке условий труда»;
• принят Федеральный Закон от 28.12.2013г. № 421 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».       В соответствии со ст. 212 ТК РФ все работодатели обязаны проводить специальную оценку на всех рабочих местах.


Исключение:
• рабочие места надомников;
• рабочие места дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.


       В их отношении проведение специальной оценки считается нецелесообразным, так как объективную оценку дать им просто невозможно.
        Работодатель несет ответственность за проведение специальной оценки на каждом рабочем месте, а также за последствия, которые могут возникнуть при работе за ним. Поэтому рекомендуется 1 раз в 5 лет проводить специальную оценку всех рабочих мест, чтобы увидеть реальное состояние условий труда и предпринять меры по устранению опасностей, если таковые имеются.
        Важно, что установленная периодичность проведения оценки обязательна только для рабочих мест, на которых по результатам проведенных исследований обнаружены вредные или опасные факторы производственной среды и трудового процесса. Что касается рабочих мест, отнесенных к категории «соответствующих государственным нормативам в области охраны труда» проводить специальную оценку, возможно, придется единожды, так как по Федеральному закону № 426 – ФЗ от 28 декабря 2013 года такие рабочие места подлежат декларированию, что свидетельствует об их безопасности для работника.
       Декларация (документ, выдаваемый на основании заключения организации, проводящей специальную оценку условий труда) действительна в течение 5 лет.


       Срок действия продлевается автоматически при условии, что на рабочем месте не произошло несчастного случая и не зафиксировано профессиональное заболевание.
       Под декларирование попадает большая часть офисных рабочих мест, потому что такой фактор, как пульсация света, был отменен. Ранее из – за превышения его показателей довольно часто офисному рабочему месту присваивался вредный класс условий труда.
       Рабочие специальности также могут подлежать декларированию, если факторы не будут превышать предельно допустимых норм.
       В отношении рабочих мест работников, чьи профессии и должности отнесены к Спискам №1 и №2, специальная оценка будет проводиться всегда.
       Нововведения касаются объективности в предоставлении гарантий и компенсаций работникам. Если рабочее место признается безопасным, выплата компенсаций работнику прекращается на срок действия результатов специальной оценки условий труда. Но если последующая проверка покажет, что условия труда значительно ухудшились, выплаты льгот возобновляются.


        Многим работодатели считают, что, если работник не имеет строго определенного рабочего места, оценивать его нет необходимости. Речь идет о нестационарных рабочих местах или местах с территориально меняющимися зонами. Примерами являются рабочие места сантехников, слесарей, строителей, механиков, кладовщиков, работников с разъездным характером и других. По закону, данные рабочие места обязаны проходить специальную оценку условий труда, но по особому порядку: эксперт определяет состояние рабочего места на основе локальных нормативных актов, на основе опроса работников и руководителей подразделений.
        Результаты специальной оценки учитываются при уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд, в целях предоставления гарантий и компенсаций работникам, а также в иных процедурах в сфере охраны труда (обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, организация медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.).
       Существенные изменения затрагивают пенсионное обеспечение лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Право на досрочную трудовую пенсию сохраняется за ними при условии уплаты работодателями страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам.


       Специальная оценка выгодна работодателю. От результатов специальной оценки будет зависеть размер страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительному тарифу за сотрудников, занятых на вредном и опасном производстве. В РФ существуют так называемые списки №1 и№2. В список №1 включены работники, занятые на подземных работах и на производстве с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда. В список №2 – с вредными и тяжелыми условиями труда.
       С реализацией закона о специальной оценке будет запущен механизм о том, что, чем хуже условия труда, тем выше тариф отчислений, чем они лучше, тем тариф ниже. Если условия труда безопасные, то дополнительный тариф и вовсе снимается. При этом указанный тариф отчислений за работу во вредных и (или) опасных условиях труда будет постепенно повышаться (в 2015г. и 2016г.).
       Согласно новым правилам работодателей освободят от уплаты взносов по дополнительным тарифам, если в результате оценки рабочих мест вредный и (или) опасный фактор не будет выявлен. Специальная оценка призвана подтверждать безопасные условия труда.
      Условия труда по степени вредности и опасности подразделены на 4 класса:


• оптимальные (1-й класс);
• допустимые (2-й класс);
• вредные (3-й класс);
• опасные (4-й класс).


       Вредные к тому же подразделены на 4 подкласса. В результате специальной оценки можно снизить класс (подкласс) условий труда (тем самым снизить размер взносов по дополнительным тарифам), если, например, доказана эффективность применения средств индивидуальной защиты.
       Для оптимизации расходов на специальную оценку условий труда закон предусматривает возможность учитывать результаты исследований и измерений, полученных в ходе проведения производственного контроля.
       В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми (класс 2). Декларация действительна в течение 5 лет и автоматически продлевается при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
       В случае декларирования работодатель освобожден от необходимости проводить дорогостоящие процедуры по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

 

Взносы по дополнительному тарифу в Пенсионный фонд России в 2014 году      

 

     Положениями Федерального закона от 17.12.2001г. № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлен перечень лиц, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 60 лет – для мужчин, 55 лет – для женщин.
       С 1 января 2013г. работодатели таких лиц обязаны перечислять в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии дополнительные страховые взносы по следующим тарифам:


• в отношении выплат в пользу физических лиц, которые заняты на работах с вредными условиями труда: 4% (2013г.), 6% (2014г.), 9% (2015г. и далее;
• в отношении выплат в пользу физических лиц, которые заняты на работах с тяжелыми условиями труда, работах с повышенной интенсивностью и тяжестью: 2% (2013 г.), 4% (2014 г.), 6% (2015г. и далее).


        Дополнительные страховые взносы выплачиваются без учета предельной величины базы для начисления страховых взносов, которая определена Федеральным законом № 173. Другими словами, страховые взносы необходимо перечислять по указанным тарифам независимо от того, превысила ли база по страховым взносам предельную величину, установленную на соответствующий год.
       Следует отметить, что Федеральным законом от 24.07.2009г. № 212 – ФЗ установлена возможность освобождения плательщиков от уплаты указанных дополнительных страховых взносов. Такое освобождение может быть предоставлено по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, который будет установлен отдельным федеральным законом.

 

№ п/п Класс условий труда Подкласс условий труда Дополнительный тариф страхового взноса
1 опасный 4 8, 0 процента  – солидарная часть тарифа страховых взносов
2 вредный 3.4. 7, 0 процента  – солидарная часть тарифа страховых взносов
3 3.3. 6, 0 процента  – солидарная часть тарифа страховых взносов
4 3.2. 4, 0 процента  – солидарная часть тарифа страховых взносов
5 3.1. 2, 0 процента  – солидарная часть тарифа страховых взносов
6 Допустимый 2 0, 0 процента  – солидарная часть тарифа страховых взносов
7 Оптимальный 1 0, 0 процента – солидарная часть тарифа страховых взносов 

 

      Кроме того, внесены поправки в Трудовое законодательство. Поправки разрешают увеличивать максимальную продолжительность рабочего времени на работах с вредными и (или) опасными условиями труда с 36 до 40 часов в неделю, но только с согласия работника и при условии выплаты денежной компенсации.
       При этом сохраняется минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (7 календарных дней). Дни дополнительного отпуска сверх этого можно заменять с согласия работника денежной компенсацией. Сохраняется и размер повышенной оплаты труда (не ниже 4%).
       Для работников с вредными и (или) опасными условиями труда предусмотрена возможность увеличения максимальной продолжительности ежедневной смены:


• при 36 – часовой рабочей неделе с 8 до 12 часов;
• при 30 – часовой и менее – с 6 до 8 часов.


       Однако это допускается лишь в пределах сокращенной рабочей недели и при условии письменного согласия работника.
       Кроме того, на предприятиях с вредными или опасными условиями труда разрешается применять суммированный учет рабочего времени (учетный период – 3 месяца).
       Ряд изменений касается всех работников. В частности, вводится прямой запрет на заключение гражданско – правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем. Отношения, возникшие на основании таких договоров, могут быть признаны трудовыми работодателем по заявлению работника или предписанию госинспектора труда либо в судебном порядке.
       Усиливается административная и уголовная ответственность за нарушения трудового законодательства. Вводится административная ответственность за уклонение от оформления трудового договора.