Охрана труда

       В соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 №1351, в Российской Федерации продолжается реформирование действующей Системы управления охраной труда посредством перехода от реагирования на страховые случаи к системе управления профессиональными рисками. Важный этап реформирования планируется завершить принятием и вступлением в силу с 1 января 2014 года пакета федеральных законов и подзаконных нормативных актов по вопросам специальной оценки условий труда.
      Среди наиболее важных инноваций данного пакета актов следует отметить:


• установление обязанности работодателя обеспечить внедрение и функционирование Системы управления охраной труда;
• жесткие требования к процедуре организации и проведения специальной оценки условий труда в связи с применением ее результатов для обоснования льгот и компенсаций работникам за условия труда (в том числе права на пенсию по льготным спискам), страховых тарифов и др.;
• многократное увеличение сумм административных взысканий за нарушение государственных нормативных требований охраны труда.


       В связи с этим роль специалистов по охране труда в корпоративных Системах управления охраной труда значительно повышается.
       В соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность (в том числе оказание различных видов услуг), численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 №559н установлены требования к квалификации специалистов по охране труда (специалист по охране труда I категории, специалист по охране труда II категории, специалист по охране труда). По обязанностям и требованиям к квалификации данные специалисты соответствуют ранее применявшимся позициям (инженер по охране труда I категории, инженер по охране труда II категории, инженер по охране труда) «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих», в который приказом Минтруда России от 15.05.2013 №205 внесены изменения.
       Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. Конкретный порядок проведения аттестации устанавливается локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.

 


 

ИНФОРМАЦИЯ
о состоянии условий труда и профессиональной заболеваемости
на предприятиях и организациях Нижегородского района города Нижнего Новгорода
за первое полугодие 2016 год

 

    По состоянию на 01.07.2016 г. в отделе надзора по гигиене труда Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области на контроле в Нижегородском районе находится 80 субъектов (99 объектов надзора) промышленности, строительства и транспорта (среди которых 52 субъекта малого предпринимательства) с количеством работающих 21750 человек, из них 11754 женщины. Во вредных условиях труда занято 7145 человек, из них 2530 женщин.
    В 1 полугодии текущего года плановые и внеплановые проверки проведены на 11 объектах (за аналогичный период 2015 г.- проверено 8 объектов).
    На проверенных предприятиях занято 1941 человек, из них 1019 женщин, в условиях воздействия вредных и опасных производственных факторов трудится 1140 человек, из них 546 женщин.
    Проверки проводились на предприятиях различных отраслей: металлообрабатывающей, полиграфической, легкой промышленности, производства лекарственных препаратов, ремонта и обслуживания автомобильного транспорта и др.
    Согласно результатам замеров физических факторов, проведенных специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области», по сравнению с аналогичным периодом прошлого года по основным видам производственных факторов отмечается рост доли рабочих мест, неотвечающих гигиеническим нормативам, за исключением электромагнитных полей на рабочих местах пользователей ПЭВМ. Кроме того, доля рабочих мест, неотвечающих гигиеническим нормативам по искусственной освещенности и микроклимату, значительно превышает среднегородской показатель.
    По результатам лабораторных исследований доля рабочих мест, где содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны превышает предельно-допустимые концентрации значительно выше прошлогоднего показателя и составляет 3,4% (1 полугодие 2015 г.-0%).

 

Удельный вес обследованных рабочих мест несоответствующих санитарным нормам на промышленных предприятиях

Нижегородского района (%)

 

 

Вид исследований 1 полугодие 2014 район/город 1 полугодие 2015 район/город 1 полугодие 2016 район/город
шум  0/36,6 5,1/15,7  10,7/14,6
искуственная освещённость   12,5/16,9 20,0/16,3   33,3/16,2
микроклимат 48/12,3  0/6,6   27,8/8,4
электро-магнитные поля на рабочих местах пользователей ПЭВМ 14,5/17 0/14,5 0/7,2
Воздух рабочей зоны (пары и газы, пыль)   10/8,3 0/5 3,4/3,1

   
    

       Плановые проверкив 2016 году проводились только в отношении крупных предприятий района.
       В ходе контрольно- надзорных мероприятий установлено, что наиболее неудовлетворительные условия труда отмечаются в МКУ «Автохозяйство управления делами администрации г. Н. Новгорода» (далее АУДАН), где искусственная освещенность на всех обследованных рабочих местах не отвечает гигиеническим нормативам, в НШ ЗАО «Весна» параметры микроклимата на всех обследованных рабочих местах по температурному фактору превышают допустимые величины, в ФГУП НПО «Микроген» МЗРФ НППБП «ИмБио» по воздуху рабочей зоны на 29% рабочих мест обследованных лабораторно, отмечается превышение ПДК вредных веществ в 2,4-6,8 раза.
       При проведении плановых проверок на промышленных предприятиях выявляются и другие нарушения санитарного законодательства: на отдельных участках отсутствует или не используется общеобменная механическая вентиляция, на ряде рабочих мест с выделением вредных веществ в воздух рабочей зоны - местная вытяжная, не проводится своевременная замена перегоревших ламп на производственных участках, не организован производственный контроль на рабочих местах, отсутствует спец.одежда, средства индивидуальной защиты.
       Основными причинами неудовлетворительных условий труда по – прежнему остаются: несоблюдение требований к организации технологических процессов и ослабление контроля за безопасностью условий труда работающих со стороны работодателей и руководителей производств.
       За 1 полугодие 2016 г. периодический медицинский осмотр работающих во вредных условиях труда провели на 20 предприятиях района, случаев профессиональной патологии не выявлено.
       На ряде предприятий не организованы обязательные предварительные и периодические мед. осмотры (обследования) и углублённые медицинские осмотры в центрах профпатологии работников, занятых на работах с вредными и(или) опасными веществами и производственными факторами, согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 г. №302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (ООО Компания «Вид», ООО «Гидротермаль», АУДАН, ГБУНО «Экология региона»).
       За отчетный период 2016 г. предписания по устранению выявленных нарушений выполнены всеми предприятиями в полном объеме, за исключением ОАО «Спецпромстрой», где по прежнему не оборудованы общеобменные вент. системы на производственных участках. За невыполнение выданного предписания ОАО «Спецпромсторой» материалы административного дела направлены на рассмотрение в мировой суд.
       Всего за нарушение требований санитарного законодательства на должностных лиц промышленных предприятий и юридических лиц в Нижегородском районе за первое полугодие 2016 г. специалистами отдела надзора по гигиене труда Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области составлено 19 протоколов об административном правонарушении, в адрес юридических лиц направлено 15 представлений.
       В целях улучшения условий труда и профилактики профессиональной патологии среди работающих Нижегородского района на предприятиях необходимо:
1.    Разработать планы оздоровительных мероприятий по улучшению условий труда и бытового обслуживания работающих на предприятиях всех форм собственности.
2.    Обеспечить организацию должного производственного контроля с проведением, лабораторно-инструментальных исследований за соблюдением санитарных норм и правил на объектах всех форм собственности, и проведения обязательных медицинских осмотров работающих во вредных условиях труда в строгом соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ №302-н от 12.04.2011 г.
3.    Направлять работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными веществами и производственными факторами с разовым или многократным превышением предельно допустимой концентрации или предельно допустимого уровня по действующему фактору на углубленные профосмотры в Центр профпатологии согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ №302-н от 12.04.2011г
4.    Организовать работу по паспортизации канцерогеноопасных производств в соответствии с СанПиН 1.2.2353-08 «Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности».
5.    Проводить гигиеническое обучение по вопросам условий и охраны труда для индивидуальных предпринимателей, руководителей и должностных лиц предприятий.

 


 


ИНФОРМАЦИЯ
о ходе проведения аттестации рабочих мест по условиям труда
 в организациях Нижегородской области

 

      Трудовой кодекс Российской Федерации определяет аттестацию рабочих мест по условиям труда (далее – аттестация) как оценку условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация проводится в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 года №342н.
     Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.
      В настоящее время на проведение аттестации прошли аккредитацию в Минтруде России 23 нижегородских организации.
      По состоянию на 1 января 2013 года в Нижегородской области аттестовано порядка 48% рабочих мест от их общего числа, что составляет около 330 тысяч. Темпы роста проведения аттестации за последние пять лет составили 45%. Наиболее активно аттестация проводится в организациях таких видов экономической деятельности, как операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, здравоохранение, транспорт и связь, обрабатывающие производства, в которых уровень проведения аттестации превышает среднеобластные показатели.
      Приказом Минтруда России от 12 декабря 2012 года № 590н внесены изменения в действующий порядок проведения аттестации. В соответствии с изменениями аттестации подлежат только те рабочие места, на которых заняты работники, трудовая функция которых предусматривает:


• работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, аппаратами, транспортными средствами, а также их эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт, с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника;
• использование электрифицированного, механизированного или иного ручного механизма;
• хранение, перемещение или применение сырья и материалов.


      На вышеуказанных рабочих местах, где по результатам предыдущей аттестации установлены вредные и (или) опасные условия труда, а также на рабочих местах с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), аттестация проводится не реже одного раза в пять лет.
      На рабочих местах, на которых работники заняты исключительно на персональных ЭВМ или эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, используемые периодически для нужд самой организации, или иную оргтехнику, не используемую в технологическом процессе производства, аттестация не проводится.
       Внесенные изменения в Порядок проведения аттестации дают возможность снизить нагрузку на работодателей, учитывая, в том числе то, что стоимость проведения аттестации одного рабочего места в среднем составляет порядка 2,5 тысяч рублей. Ежегодно на эти цели нижегородские работодатели расходуют 120-140 млн. рублей собственных средств и порядка 30-40 млн. рублей, выделяемых ежегодно Нижегородским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (НРО ФСС РФ) в рамках финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
      Вместе с тем, аттестация по-прежнему остается главным механизмом в оценке условий труда и применения ее результатов для создания здоровых и безопасных условий труда работников, предоставления им компенсаций и льгот, проведения установленных медицинских осмотров, скидок и надбавок к страховым тарифам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, при разработке профилактических мер.
      Результаты проведенных аттестаций свидетельствуют о высокой доле рабочих мест, не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда. Так, например, только за 2009-2012 годы из 274 тысяч рабочих мест, на которых проведена аттестация, более 188 тысяч или 68,9% имеют вредные классы условий труда, на этих рабочих местах занято более 270 тысяч человек.
      Наиболее высокий уровень рабочих мест, не соответствующих нормативам, приходится на такие виды экономической деятельности, как сельское и лесное хозяйство, строительство, здравоохранение, где эта доля составляет порядка 79%. При этом наименьший уровень рабочих мест, не соответствующих нормативам (около 51%), приходится на организации такого вида экономической деятельности, как операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг.
      В целях организации проведения аттестации в Нижегородской области, повышения ее качества:


• на областных и зональных совещаниях, семинарах в обязательном порядке освещаются вопросы проведения аттестации;
• проводятся индивидуальные консультации;
• ежегодно проводятся методические занятия с аттестующими организациями;
• в разделе «Охрана труда в Нижегородской области» официального сайта Правительства Нижегородской области имеется отдельная страница, посвященная проведению аттестации;
• по взаимной договоренности между министерством и НРО ФСС РФ проводится государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества проведения аттестации в организациях, использовавших средства Фонда.