Охрана труда

       В соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 №1351, в Российской Федерации продолжается реформирование действующей Системы управления охраной труда посредством перехода от реагирования на страховые случаи к системе управления профессиональными рисками. Важный этап реформирования планируется завершить принятием и вступлением в силу с 1 января 2014 года пакета федеральных законов и подзаконных нормативных актов по вопросам специальной оценки условий труда.
      Среди наиболее важных инноваций данного пакета актов следует отметить:


• установление обязанности работодателя обеспечить внедрение и функционирование Системы управления охраной труда;
• жесткие требования к процедуре организации и проведения специальной оценки условий труда в связи с применением ее результатов для обоснования льгот и компенсаций работникам за условия труда (в том числе права на пенсию по льготным спискам), страховых тарифов и др.;
• многократное увеличение сумм административных взысканий за нарушение государственных нормативных требований охраны труда.


       В связи с этим роль специалистов по охране труда в корпоративных Системах управления охраной труда значительно повышается.
       В соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность (в том числе оказание различных видов услуг), численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 №559н установлены требования к квалификации специалистов по охране труда (специалист по охране труда I категории, специалист по охране труда II категории, специалист по охране труда). По обязанностям и требованиям к квалификации данные специалисты соответствуют ранее применявшимся позициям (инженер по охране труда I категории, инженер по охране труда II категории, инженер по охране труда) «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих», в который приказом Минтруда России от 15.05.2013 №205 внесены изменения.
       Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. Конкретный порядок проведения аттестации устанавливается локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.

 

 

О состоянии условий труда и профессиональной заболеваемости на предприятиях Нижегородского района города Нижнего Новгорода за 2017 год.

 

     На контроле в отделе надзора по гигиене труда Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в Нижегородском районе находится 87 объектов промышленности, строительства и транспорта с общим количеством работающих 20627 человек, из них 10141 женщина.

     Во вредных условиях труда на промышленных предприятиях района трудятся 7145 человек, из них 2541 женщин, что составляет 34,63%, в т.ч. Женщин 25,05%.

     В 2017 г. Плановые и внеплановые проверки проведены на 22,9 % объектов надзора. Среди них такие крупные предприятия, как ИПФРАН, ООО «Газпром Трансгаз Нижний Новгород», ОАО «Завод им. Петровского», НП «Нижегородпассажиравтотранс», УФПСНОФ «Почта России» и др.

     По результатам проверок в Нижегородском районе увеличилась доля промышленных предприятий, отвечающих всем требованиям санитарного законодательства, т.е. Относящихся к 1-й группе (удовлетворительных). Доля объектов относящихся к 3-й группе, наиболее неудовлетворительных в части соблюдения санитарного законодательства, по сравнению с 2016 г. Наоборот уменьшилась 16,9% (2016 г. - 17,77%), но по прежнему остается выше среднегородского показателя 14,3%.

 

 Санитарно-гигиеническая характеристика промышленных объектов

 

Год 1 группа (%)

2 группа (%)

3 группа (%)

2017  29,89  54,2  16,9
2016  28,8  53,3  17,77
2015  29,3  54,5 16,2
Средне-городской показатель 2017 года 13,1 72,6 14,3

 

     По результатам лабораторно-инструментальных исследований, выполненных специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области», по сравнению с 2016г. отмечается снижение удельного веса рабочих мест, несоответствующих гигиеническим нормативам по основным факторам производственной среды, за исключением уровней шума и содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

  Удельный вес обследованных рабочих мест, несоответствующих санитарным нормам, на промышленных предприятиях района %

 

Факторы производственной среды 2016 г.

2017 г.

город Н. Новгород

Микроклимат  13,2  6,77  5,3
Шум 5,5 20,73  20,1
Искусственная освещенность  27,6  6,54 10
ЭМП на рабочих местах пользователей ПЭВМ 8,75 0 -
Воздух рабочей зоны (пары и газы, пыль) 33,92 35,27 2,9

 

     По итогам проведенных проверок, в рамках государственного надзора на отдельных предприятиях Нижегородского района (НШ ЗАО «Весна», ЗАО «Новакард», ОАО «Нижегородторгмонтаж» и др.) отмечается улучшение условий труда, однако в целом ситуацию нельзя назвать удовлетворительной.

     Основными нарушениями санитарного законодательства, выявленными в ходе проверок, являются: отсутствие или неисправность общеобменной приточно-вытяжной вентиляции в производственных помещениях и местной вытяжной на рабочих местах, низкий уровень освещенности, высокий уровень шума от технологического оборудования, отсутствие санитарно-гигиенических паспортов канцерогеноопасных производств, лабораторно-производственного контроля за состоянием условий труда, периодических медицинских осмотров работников вредных профессий, недостаточное количество и набор санитарно-бытовых помещений, не применение средств индивидуальной защиты, курение на рабочих местах и т.д.

   Причины неудовлетворительных условий труда из года в год остаются прежними:

• старение и износ основных производственных фондов и технологического оборудования;

• недостаточные инвестиции в техническое перевооружение производств;

• низкие уровни механизации технологических процессов;

• низкий уровень ответственности работодателей и руководителей производств за состоянием условий труда;

• низкий уровень знаний по охране труда у руководителей и должностных лиц предприятий.

     В 2017 году зарегистрирован 1 случай профессионального заболевания у бортоператора по проверке магистральных трубопроводов Инженерно-технического центра филиала ООО «Газпром Трансгаз Нижний Новгород» (в 2016 г.- случаи профессиональных заболеваний у работающих на предприятиях Нижегородского района не регистрировались).

     Несмотря на принимаемые меры, на предприятиях Нижегородского района работодатели не направляют работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными веществами и производственными факторами с разовым или многократным превышением гигиенических нормативов по действующим факторам на углубленные профосмотры в Центр профпатологии, как установлено Приказом Минздравсоцразвития №302-н от 12.04.2011г. «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)».

     Показатель охвата медицинскими осмотрами работников вредных профессий составил в 2017г. -99,89% (2016 г.-99,23%) при среднегородском -99,1%.

     За нарушение санитарного законодательства в части обеспечения безопасных условий труда в 2017 году специалистами отдела надзора по гигиене труда Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области на предприятиях и организациях Нижегородского района составлено 40 протоколов, из которых 15 - на юридических лиц (за 2016 г.-23 протокола, из них 9- на юридических лиц), вынесено 36 представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.