Межведомственная районная комиссия по вопросам уровня заработной платы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

 

 

       В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 07.02.2005г № 19 «Об организации мероприятий по повышению покупательской способности заработной платы и денежных доходов населения Нижегородской области«, в целях исполнения поручения Губернатора Нижегородской области на совещании «О реализации мер, направленных на увеличение заработной платы и предотвращению выплаты «теневой заработной платы« при администрации района работает межведомственная комиссия в следующем составе:

 

Лагутин И.Д.

 

заместитель главы администрации Нижегородского района, начальник управления экономического развития администрации Нижегородского района - председатель комиссии

 

Давыдов М.А.

 

заместитель начальника управления экономического развития администрации Нижегородского района – заместитель председателя комиссии

 

Усачева Н.В.

главный специалист отдела экономики, труда, инвестиций, муниципальной статистики и ценообразования администрации Нижегородского района - секретарь комиссии

 

     
 
Члены комиссии:

 

 

Клочкова Н.Н.

 

начальник юридического отдела администрации Нижегородского района города Нижнего Новгорода

 

Курбанова Т.В.

 

начальник отдела экономики, труда, инвестиций, муниципальной статистики и ценообразования управления экономического развития администрации Нижегородского района города Нижнего Новгорода

 

Леонов С.И.

 

заместитель начальника отдела экономической безопасности и противодействия коррупции управления МВД по городу Нижнему Новгороду (по согласованию)

 

Лаврентьева О.Н.

заместитель начальника отдела персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями управления ПФР в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода (по согласованию)

 

Прошина Е.В.

заместитель директора филиала №5 ГУ НРО ФСС РФ (по согласованию)

 

Булдакова Д.В.

заместитель начальника Нагорного районного отдела занятости населения города Нижнего Новгорода

 

 

Представитель Федеральной налоговой службы России по Нижегородскому району города Нижнего Новгорода (по согласованию)

 

 

       Основной целью работы данной комиссии является повышение уровня жизни и социальной защищенности работающего населения, увеличение оплаты труда до уровня, установленного законодательными и нормативными актами и содействие ее легализации, а также содействие ликвидации задолженности по оплате труда работников, увеличению поступлений налогов в местный бюджет, в полном объеме уплат страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ и предоставлению сведений о каждом застрахованном работающем лице в соответствии с индивидуальным учетом в системе обязательного пенсионного страхования, а также возможное содействие сохранению рабочих мест хозяйствующими субъектами.
        Комиссия является межведомственной, в ее состав входят как представители структурных подразделений администраций района, так и представители контрольно-надзорных органов, осуществляющих деятельность на территории района и Нижегородской области.
       Работа комиссии организована во взаимодействии с ИФНС России по Нижегородскому району, Пенсионным фондом Нижегородского района, Фондом социального страхования, прокуратурой района и полицией района.

 

О работе межведомственной районной комиссии по вопросам уровня заработной платы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

 

       Комиссия создана в целях легализации доходов физических лиц, обеспечения выполнения плана и увеличения налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц и улучшения социальной защищенности работающего населения района.

В 2017 году проведено 38 заседаний комиссии и приглашено 584 организации.

       По результатам работы комиссии в 2017 году количество организаций, увеличивших заработную плату, составило 95% от приглашенных на комиссию.

 

Теневая заработная плата - правонарушение и социальная незащищенность работников

 

       По действующим трудовому и налоговому законодательствам обязанности по начислению заработной платы и ее выплате, а так же по исчислению и уплате взносов по социальному, медицинскому страхованиям и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложены на работодателей. Но некоторые из них стремятся минимизировать уплату налогов и страховых взносов. Они используют в своей финансовой деятельности схемы ухода от налогов, занижают реальную налогооблагаемую базу, выплачивают работникам зарплату "в конвертах".
       Наибольшее распространение "конвертная" форма оплаты труда получила в сфере малого и среднего бизнеса. Первый ее признак - получение большинством работников фирмы двух зарплат. Одна - официальная зарплата (по ведомости). Но в действительности работник получает другую сумму, превышающую официальную. Она вручается ему без росписи в ведомости. Это и есть так называемая «серая» или «черная» зарплата или зарплата в «конверте».
       Основной побудительной причиной ведения двойной бухгалтерии является стремление недобросовестных организаций и граждан уменьшить свою налоговую нагрузку. Ведь в соответствии с законодательством Российской Федерации платежи страховых взносов в Пенсионный фонд России, в фонды государственного социального и обязательного медицинского страхования исчисляются на основании учетных данных по заработной плате. Они уплачиваются за счет средств работодателей. Непосредственно за счет доходов работников перечисляется налог на доходы физических лиц (НДФЛ).
       А главными источниками доходов региональных бюджетов являются два налога. Это налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. Они вкупе со страховыми взносами в социальные фонды (на обязательное пенсионное страхование, медицинское страхование, социальное страхование) обычно обеспечивают основную часть доходов бюджетной системы.
       В свою очередь, поступления налога на доходы физических лиц и в социальные фонды напрямую зависят от доходов населения. Вот почему достоверность налоговой базы с фонда оплаты труда имеет огромное значение.
      Доля скрытой оплаты труда стала серьезной проблемой, обрела масштабность. Все это требует претворения конкретных мер по минимизации проблемы со стороны различных органов в соответствии с их компетенцией.
       Во-первых, сокращаются поступления налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Переоценить значение этого налога невозможно: именно он является основным источником формирования бюджетов муниципальных образований. Всем понятно, что именно за счет бюджетных средств выплачивается заработная плата учителям, работникам культуры и спорта, финансируется система ЖКХ и прочее. Во-вторых, государственные внебюджетные фонды недополучают столь необходимые средства на реализацию прав граждан на государственное социальное обеспечение, медицинскую помощь. Финансирование этих фондов осуществляется за счет поступлений страховых взносов. Их величина напрямую зависит от сумм начисленной зарплаты.
        На работнике так же отрицательно отражается этот факт, в том числе возможны негативные результаты в последствии.
       При получении зарплаты в конверте нарушаются пенсионные права работников. Обратимся к закону об обязательном пенсионном страховании. В соответствии с ним, обязательное пенсионное страхование осуществляется путем внесения страховых взносов в бюджет страховщика - Пенсионного фонда РФ. Сумма внесенных страховых взносов влияет на размер будущей пенсии каждого гражданина. Если человек не уплачивает страховые взносы или уплачивает не полностью, тем самым он ограничивает свое право на трудовую пенсию, так как размер будущей пенсии напрямую зависит от сумм страховых взносов, которые должны поступать на открытые в Пенсионном фонде персонифицированные счета граждан.
       Таким образом, если часть зарплаты работник получает "в конверте", он должен понимать, что с этой суммы работодатель не уплачивает взносы в социальные фонды, в том числе и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. То же касается и выплаты некоторых пособий, оплаты отпусков и больничных. Если трудовые отношения между работодателем и гражданином не оформляются должным образом, работники лишаются социальных выплат - путевок для детей в оздоровительные лагеря, оплачиваемых за счет государства, оплаты больничных листов, выплаты пособий по беременности и родам.
       Сейчас многие граждане пользуются системой налоговых вычетов. Для получателей «серой» зарплаты их права на получение социальных и имущественных налоговых вычетов также ограничиваются.
       Могут возникнуть ситуации, когда человеку понадобилась справка о среднемесячном заработке, например, для получения кредита в банке. А работодатель указывает в ней меньшие суммы, чем он получал на самом деле. В итоге банк выдает меньшую сумму или отказывает в выдаче кредита.
       Кроме того, если между работником и работодателем возникнут споры по различным вопросам трудового законодательства, будет осуществляться сокращение численности и штата работников или ликвидация организации, то все выплаты и компенсации будут производиться исходя из «белой» заработной платы, оговоренной в официальных документах.
       Комиссия ведет индивидуальную работу с работодателями, в ходе которой учитывается экономическая ситуация, сложившаяся на предприятии, размер заработной платы, который сложился в целом по отрасли, по виду экономической деятельности.
       К выплате и получению заработной платы в конверте невозможно относиться легкомысленно. За "теневыми" выплатами стоит налоговое правонарушение и нарушение положений Трудового Кодекса РФ.
        Как мы видим, работа по постепенной легализация всех заработков и повышению оплаты труда в малом и среднем бизнесе является существенным источником повышения нашего общего благосостояния, повышения уровня жизни. Она проводится в наших интересах. Поэтому эта работа требует участия не только государственных структур , но и каждого из нас.
       Каждый работник может лично посодействовать работе по легализации заработной платы и заставить работодателя выплачивать всю заработную плату официально.

 

       Информация по трудовому законодательству и другим нормативным актам в сфере оплаты труда.

 

       

В соответствии с Федеральным Законом от 7 марта 2018г. «О внесении изменений в ст.1 Федерального Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», с 01.05.2018г. минимальный размер оплаты труда установлен в размере 11163 руб.

В соответствии с Федеральным Законом от 19.06.2000 г. «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2019 года минимальный размер оплаты труда устанавливается Федеральным Законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ за 2 квартал предыдущего года.

Комиссия работает во исполнение Постановления Правительства Нижегородской области от 3 апреля 2018 года № 230 «О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 22 декабря 2017 года № 173-З «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».


   

 

       О правовых основах своевременности выплаты заработной платы и необходимости ликвидации задолженности по оплате труда.

 

        В соответствии со ст.22 ТК РФ ответственность за несвоевременную выплату в полном размере, причитающейся работникам заработной платы в сроки, установленные коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором лежит непосредственно на работодателе. В соответствии со ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже, чем каждые полмесяца в день, установленный вышеназванными локальными документами организации, т.е. коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором. И любой работник, не получивший вовремя свою заработную плату, вправе по закону требовать от работодателя не только возвращение заработанных средств в полном объеме, но и компенсации за просроченный период. В соответствии со ст.236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска (производится не позднее, чем за 3 дня до его начала ст. 136 ТК РФ), выплат при увольнении (в соответствии со ст. 140 ТК РФ производятся в день увольнения работника) и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя. В соответствии со ст. 142 ТК РФ в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы (за исключением работников военных структур, структур, обеспечивающих жизнедеятельность населения, гос. служащих и т.д.). В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте.
       Если возникшую ситуацию, связанную с оплатой труда, работник не может урегулировать самостоятельно путем переговоров с работодателем, то он вправе в соответствии со ст.382 ТК РФ обратиться за помощью в комиссию по трудовым спорам (КТС) и в суд. Вопрос первоначально рассматривается в КТС, а затем, при необходимости, в суде. КТС образуются непосредственно в организации по инициативе, работников и (или) работодателя (организации, ИП) из равного числа представителей работников и работодателей. КТС рассматривает индивидуальные трудовые споры и принимает решения, обязательные к исполнению. В суд можно обратиться по месту жительства работника или по месту нахождения предприятия. Вопросы трудовых отношений рассматриваются беспошлинно. Коллективные трудовые споры (неурегулированные разногласия между работниками и работодателем) разрешаются в соответствии с главой 61ТК РФ.