Другие формы отдыха и познавательной деятельности

 

 

ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В ПЕРИОД ЛЕТНИХ КАНИКУЛ

 

      Воспитательная система Нижегородского района определяет своей целью гармоничное формирование образованной интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности. При таком подходе каждый ребенок априори считается одаренным: никогда не следует ограничиваться работой с детьми, имеющими сугубо академическую одаренность. Учебный процесс в образовательных учреждениях района предполагает отработанную, эффективную систему интеллектуальных и творческих конкурсов, серьезный уровень исследовательских работ, разнообразные формы дополнительного образования. В результате выявляются учащиеся, предрасположенные к олимпиадной деятельности, обладающие нестандартным мышлением, значительным творческим потенциалом. Учебная деятельность в образовательных учреждениях района тесно связана с внеурочной и находит продолжение в формах организованного летнего отдыха, учитывающего возможности и потребности ребят, одарённых в различных сферах.

 

Лингвистическая практика


 
lingvisticheskay praktika       МБОУ гимназия № 13 Одна из ярких граней деятельности гимназии № 13 — качественная лингвистическая подготовка учащихся, воспитание интереса к языкам, расширение общекультурного кругозора, формирование коммуникативных компетенций. В такой деятельности важны и академические знания, и умение общаться, и готовность творчески решать поставленные задачи. Возможность выявлять и развивать свои способности имеется у ребят не только в течение учебного года, но и в период летних каникул.
      Летняя лингвистическая практика организуется в гимназии №13 с 1992 года. Первоначально практика подразумевала освоение учащимися технического перевода, то есть, имела сугубо практическую направленность. В работе использовали производственную документацию нижегородских предприятий (в частности, завода им. Петровского). Но с изменением общественно-экономической ситуации были откорректированы образовательные задачи, стоящие перед гимназией, а значит, и содержание программы летней лингвистической практики: были включены задания по художественному, специальному, синхронному переводам. При этом сохранилась практическая значимость выбранной формы организации летнего отдыха – в новых условиях расширения партнерских международных связей города, в связи с участием гимназии в программах побратимства города Нижнего Новгорода с другими городами.
      Потребность участвовать в серьезных международных программах испытывают старшеклассники, прежде всего, учащиеся десятых классов. У них уже есть достаточный языковой опыт и высокий уровень социальной адаптации. Именно поэтому контингент летней лингвистической практики состоит преимущественно из них. Продолжается практика в течение июня — 15 рабочих дней. Руководителями становятся наиболее опытные преподаватели гимназии.  
      На практических занятиях практикуются разнообразные интересные формы: проведение конференций по темам «Здоровый образ жизни», «Нет табаку и алкоголю!», «Здоровое питание – это здорово!», на основе переводных материалов готовятся презентации. Все это дает возможность учащимся не только совершенствовать язык, но и вырабатывать ценностное отношение ко многим современным реалиям.
      Изучение иностранного языка в гимназии – не самоцель, а лишь качественное освоение инструмента, который открывает перед подрастающим поколением целый мир, который позволяет презентовать себя, свою гимназию, свой город, страну в любой языковой аудитории.
      С 2006 года в гимназии №13 организуются выезды в профильный языковой лагерь в город Ипсвич (Великобритания). Со временем из чисто языковой практики такая форма деятельности переросла в проект по международному сотрудничеству: увеличилось количество участников — с 10 до 30 человек, расширился контингент — теперь в проекте участвуют педагоги, учащиеся, родители. Выезды осуществляются, как правило, в июле. Каждая «смена» имеет свою тему: «Система образования в Великобритании» (2008), «Английский и мое хобби» (2009), «Английский с удовольствием» (2010), «Культура и традиции Великобритании» (2011). Помимо изучения языка, пребывание в лагере предполагает обширную культурную программу: экскурсии, тематические дни, творческие вечера. Конечно, такая работа была бы невозможна без поддержки родителей. В гимназии №13 основа взаимодействия с ними — партнерство, поэтому такая форма летней занятости востребована и развивается.

 

Экспедиция по цифровому исследованию реки. Лицей № 8


 
vetluga ruЛицей № 8 стал организатором инновационного экологического проекта по цифровому исследованию рек Ветлуга (2012-2013гг), Уста (2014-2015гг.) и Байкал (2016г.). Для участия в экспедициях были приглашены преподаватели, студенты и школьники разных районов области, преподаватели вузов Москвы и Нижнего Новгорода.  Исследовательская деятельность осуществлялась по следующим направлениям: составление карты глубины реки; физические исследования по изучению микроклимата реки, измерению физических параметров природных объектов и исследованию походного оборудования; изучение лекарственных растений, произрастающих в бассейне реки и сбор народных рецептов по их применению; экологические исследования по определению индекса чистоты реки и её притоков в разных местах; сравнение топографических карт, карт Google с реальным маршрутом; мониторинг здоровья и психологического состояния участников экспедиции под влиянием природно-климатических факторов и физических нагрузок.
ustaДля исследований было использовано современное цифровое оборудование, приобретенное в рамках национального проекта и на средства гранта корпорации Интел в России: цифровые лаборатории «Архимед» с различными датчиками, цифровые микроскопы, GPS- навигатор, эхолот.
      В новом учебном году перед учащимся и их руководителями стоит задача детально изучить и обработать результаты исследований, использовать их для написания научных работ на конкурсы разного уровня, создать сайт с материалами экспедиции. Но уже сейчас можно говорить о главных результатах, которыми являются улучшение показателей физического здоровья и психологического состояния, получение навыков исследовательской работы с использованием цифрового оборудования, приобретение опыта работы в коллективе, социальная адаптация подростков в природе и обществе.

    

 

Пленэр


 
plener1plener2 Учреждение дополнительного образования обеспечивает занятость детей в каникулярный период. В МБОУ ДОД «Школа (Изограф)» летом - это традиционное проведение пленера. Организация пленера для учащихся по программам «Акварель, рисунок, композиция», «Древнерусская живопись» (иконопись).
В  летней практике примут участие более половины воспитанников, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья.
Время занятий на пленере 1,5 – 2 часа ежедневно или по расписанию. Родители активно сотрудничают с педагогами по организации пленера, обеспечению безопасности детей на пленере. Совместные выходы родителей, детей, педагога способствуют благоприятной атмосфере внутри коллективов.
Пленер этого года посвящен этюдам и графическим зарисовкам архитектуры фрагментов ансамбля Вознесенского Печерского мужского монастыря, а также памятников деревянного зодчества Архитектурно-этнографического музея-заповедника ЩЕЛОКОВСКИЙ ХУТОР, уникальным образцам русской архитектурно-строительной культуры конца XVII - начала ХХ вв.
      Итогом летней практики должна стать станковая или декоративная композиция, представленная на школьной выставке.

 

Участие в городской смене одарённых детей «Интеграл». Лицей № 40


 
ekologiya       Ежегодно на базе лагеря «Звёздочка» ДДТ им. В.П. Чкалова (Городецкий район, р. Узола) организуется городская смена одарённых детей «Интеграл». Она  является логическим завершением годовой программы работы Городского ресурсного центра физико-математического образования, созданного на базе МБОУ лицей №40.
      Участники – старшеклассники лицеев и гимназий города. Педсостав – преподаватели лицея №40.       Программа включает в себя научно-популярные лекции по физике, химии, биологии, математике. Многие мероприятия были заимствованы из лидерских методик, например, игры и тренинги на знакомство, «Верёвочный курс», игры «Выборы» и «Экономический день», вечер бардовской песни. Каждый вечер проводятся КТД («Здравствуй, друг!», День театра, КВН, «Старшоу» и т.д.).
      Проект «Интеграл» находится в развитии, ищет новые интересные формы, но уже состоявшиеся смены показали востребованность и перспективность программы.

 

Гуманитарная программа «Проект Гебеля». МБОУ гимназия №1


 
proekt gebelyaВ гимназии №1 на протяжении нескольких десятилетий углубленно изучают немецкий язык, поэтому все внимание приковано к немецким проектам и программам. Гимназия сотрудничает с профессором Берлинского университета господином Гебелем, программа которого направлена на интеграцию русских школьников в немецкую среду. Нижегородцы общаются на живом иностранном языке, живут интересами немецкой семьи, которая заботится о них, как о родных детях.
      Данная программа существует с 1997 года. В ней может принять участие любой гимназист 8-10 класса, достаточно зрелый для того, чтобы справиться с вызовами, которые бросает пребывание в незнакомой стране.
      Ежегодно программа наполняется новым содержанием. Программа «Аппетит на Германию» конкурсная. Об условиях участия в ней информируют за 2-3 недели до приезда в Нижний Новгород г-на Гебеля. Ученики заполняют анкету. В течение последующих 8 месяцев конкурсанты посредством переписки выполняют те или иные задания, высказывают свои суждения по одной из предложенных тем, просматривают фильмы и делают выводы. Г-н Гебель, общаясь с учащимися, отбирает их и составляет группу из 15-20 человек.
      В рамках программы организуют досуг учащихся. Они много путешествуют по стране, знакомясь с традициями и обычаями разных земель Германии, и возвращаются наполненными и готовыми к дальнейшему углубленному изучению немецкого языка.
      Опыт образовательных учреждений Нижегородского района говорит о том, что наиболее ярко и эффективно реализуются такие формы летнего отдыха, которые являются содержательным продолжением основных образовательных и воспитательных программ.

 


 
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНЫХ СМЕН

 

      В Нижегородском районе наряду с обычными детскими оздоровительными лагерями ежегодно функционируют профильные выездные лагеря, программа которых является составной частью воспитательной системы конкретного образовательного учреждения. Особое внимание в таких лагерях уделяется обучающим занятиям, направленным на достижение определённого результата.

 

Профильный спортивный лагерь «ФБЛ-30»


 
      Из года в год, ученики МБОУ СОШ №30, занимающиеся флорболом, во время летних каникул, посещают спортивно-оздоровительный лагерь. С 2015 года лагерь  «ФБЛ-30» функционирует на базе физкультурно-оздоровительного комплекса школы № 30.
      Основной целью программы лагеря является физическая подготовка команды по флорболу к соревнованиям в Финляндии. Большое внимание уделяется общефизической подготовке, а так же культурно-массовым мероприятиям.
         Победы на соревнованиях различного уровня, бодрое настроение ребят,  а также положительный заряд на новый учебный год - результат работы данного лагеря.


 
Профильная смена «Ждановец»


 
      При поддержке Госкорпорации "Росатом" и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Нижегородский Государственный Технический Университет им. Р.Е. Алексеева" ежегодно с 2011 года в спортивно - оздоровительном лагере "Ждановец"  проводится образовательная смена для учащихся 10 и 11-х "атомных" классов.  
      Для учащихся организуются лекции от преподавателей НГТУ им. Р.Е. Алексеева и специалистов отраслевых предприятий (ОАО "ОКБМ Африкантов", ОАО "НИАЭП"). В соответствии с профилем лагеря и возрастными особенностями, а также потребностями его участников Информационным центром по атомной энергии специально разработана программа проведения образовательно - развлекательной площадки "УДАВ" ("Удивительные Дети Атомного Века"), в которую вошли не только интеллектуальные игры ("Умный стол"), но и спортивно - состязательные. Программа включает в себя большое количество спортивно - оздоровительных и культурно - массовых мероприятий.